РЕЧНОЙ БОБР
Речной бобр – ценный пушной вид, на протяжении многих столетий игравший значительную роль в экономике России. Сейчас бобры тоже многое дают российской экономике, но только не то и не так, как раньше, а несколько по-другому. К этому вопросу мы еще вернемся.
О былом значении бобра свидетельствуют немало записей в летописях, различного рода грамотах и других документах, хранящихся в исторических архивах страны. Практически во всех регионах, расположенных севернее степной зоны, можно встретить не одно озеро, названное в честь этого зверя.
Бобров в России добывали всегда. Он был одним из основных охотничьих видов. Вот что об охоте на этого зверя писал А.А. Силантьев:
«Бобр принадлежит к числу животных, наиболее пострадавших от преследования человеком. Широко распространенный в недавние еще времена по всему пространству европейской части России – в черноземной и лесной областях, также на Кавказе, теперь почти дочиста истреблен и встречается лишь спорадически… Бобры издавна подвергались ожесточенному преследованию ради добывания так называемой «бобровой струи» - темной, красно-бурой, желто-бурой или черно-бурой, довольно мягкой, похожей на мазь, сильно пахучей массы, выделяемой двумя, оделенными одна от другой, своеобразными железами, помещающимися у обоих полов в нижней части брюшной полости, около заднего прохода и половых органов, и имеющими сообщение с последними. Бобровая струя была до недавнего сравнительно времени в большом ходу в медицине и ценилась чуть ли не на вес золота».
Бобр и его оригинальные постройки (хатки, плотины, каналы) всегда привлекали внимание ученых, охотников, рыбаков и разных других любителей природы. Как говорили многие биологи-охотоведы, бобры строят не только хатки, но и кооперативные квартиры.
В советские времена бобр очень ценился и, в первую очередь, за его мягкую и красивую шкуру. По прочности и носкости шкур среди всех сухопутных и полуводных зверей она уступает только выдре. Мясо бобра вкусное и нежное и много чего написано о бобровой струе.
Из истории
Бобровые шкурки были постоянной долей дани русских княжеств татарским ханам во времена монголо-татарского ига. Они составляли вполне определенную часть богатства отдельных князей, бояр и других землевладельцев, а также многих монастырей.
Усиленная добыча бобров привела к тому, что они были практически истреблены во многих регионах. Определенную роль в этом сыграли даже православные монахи. Когда во время постов употребление мяса теплокровных животных не допускалось, бобры, причислявшиеся к рыбообразным существам из-за покрытого «чешуей» хвоста, составляли изысканные блюда монахов и истреблялись в эти периоды особенно интенсивно.
В XVII – XVIII вв. бобры были истреблены почти окончательно в большинстве центральных губерний Российской империи. К концу XIX – началу XX вв. бобры уцелели только в немногих труднодоступных местах, и речной бобр был причислен к вымирающим видам. Достаточно сказать, что еще в 1900-1905 гг. ценность бобровой струи была равна стоимости золота: "На одну чашку весов клали мускусные железы бобра, на другую золотые монеты. За бобровую струю платили 100-150 рублей".
В 1922 году постановлением Совета народных комиссаров РСФСР была запрещена всякая добыча бобров. В 1925 году в целях охраны и накопления запасов речных бобров был организован бобровый заповедник – Березинский. 1927 году организован второй бобровый резерват – Воронежский заповедник. Наконец, третий подобный заповедник – Северо-уральский или Кондо-Сосвинский – был организован в 1929 году.
Для увеличения численности бобра советской властью проводятся меры реакклиматизации. За период с 1930 по 1948 гг. на территории 22 областей и республик было выпущено 800 бобров. В большинстве случаев, они хорошо прижились, размножились и расселились.
В современном животном мире бобры представлены только двумя близкими видами - европейским и канадским бобрами.
Учет и популяция
Учитывать поголовье речных бобров не сложно. Методы разработаны и апробированы в Советском союзе. Всех их можно свести к четырем главным методам:
- статистическому,
- эколого-статистическому,
- морфоэкологическому,
- выявлению мощности поселений.
Наиболее простой метод – статистический. Сущность его заключается в нахождении и подсчете всех бобровых поселений с последующим умножением их общего числа на пересчетный коэффициент, в России это величина равная 4 или близкая к ней.
Учеты бобра в России:
1991 год = 273,2 тыс. голов,
1992 год = 260,3 тыс. голов
1993 год = 256,4 тыс. голов
1994 год = 242,0 тыс. голов
1995 год = 214,8 тыс. голов
Видно, что численность бобра в России с 1991 по 1995 гг. снижалась, но уже в 1999 году численность этого вида была снова в пределах 250-270 тыс. голов. Поголовье бобра в это время стало резко расти, а официальная добыча падать из-за трудоемкости промысла и очень низких цен на шкурки.
В 80-х гг. XX века официальная сдаточная цена бобровых шкурок в заготовительные организации была около 100 руб. за 1 штуку, при средней заработной плате егеря охотхозяйства - 70 руб. в месяц. Это сдерживало популяцию бобров от перенаселения. Перед охотниками стояла только одна задача - как получить в органах госохотуправления официальные лицензии на бобров и чем больше, тем лучше. Все затраты на промысел окупались с лихвой.
А уже в 90-е гг, когда бобровые шкурки перестали закупаться, началось ежегодное увеличение ресурсов бобра. Так, с 2003 по 2007 гг. численность бобра в охотугодьях страны ежегодно росла на 8-13%.
Современное положение
В сезоне 2006-2007 гг. в России по официальным данным добыто 8790 бобров. Это только 2% от имеющихся тогда ресурсов. Хотя рекомендательная квота добычи бобра была 39492 головы или 9% от промысловой численности.
За последние годы ресурс бобра на территории России увеличился в 2-2,5 раза и на осень 2010 года составил более 600-650 тыс. голов.
В то же время, например, в Смоленской области до недавних пор бобр был занесен в областную Красную книгу. По сведениям, поступившим из Смоленской области в ФГУ «Центрохотконтроль», в 2003-2007 гг. численность этого вида оценивалась на уровне 4-5 тыс. особей, а в 2008-2010 гг. она увеличилась в 5 раз и составила 19-20 тыс. особей.
Следует иметь в виду, что рост численности такого вида как бобр, носит временный характер и не может быть стабильным на многие годы без определенных правил учета, использования и охраны данного вида. Подтверждение этому – неточные цифры фактической добычи.
Мясо и бобровые хвосты солят и коптят, делают котлеты. А из бобровых шкурок шьют одеяла, куртки, рукавицы, шапки и даже меховые штаны. Распробовав вкус бобрового мяса, многие используют варварские и браконьерские методы. Не будем вдаваться в подробности браконьерской способов браконьерской добычи, стоит лишь отметить, что от такого истребления численность бобра в наших охотничьих угодьях скоро начнет сокращаться и довольно быстро.
На мой взгляд, решение простое. Как это ни парадоксально, но давно пора разрешить официальный отстрел бобров не только осенью, но и весной из засидки. Данные принятые меры дадут только положительный результат как в сохранении бобровой популяции, так и в зарабатывании охотхозяйствами средств для своего существования.
Например, в Латвии уже выросли целые поколения охотников, которые в весенний период добывают бобров по причине закрытия там весенней охоты на птиц. У нас же все с точностью до наоборот.
В.П.Кузенков
авторизуйтесь